Главная \ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

    Совремнный потребительский рынок предлагает потребителям огромное разнообразие товаров и услуг. Каждый из нас ежедневно совершает покупки, начиная от продуктов питания и заканчивая приобретением одежды, бытовой техники и мебели, автомобилей и ювелирных украшений. Но всегда ли мы остаёмся довольны своими приобретениями?

     По данным опроса потребителей, проводимого Союзом потребителей Российской Федерации, в 2013 году с некачественными товарами и услугами столкнулись до 80% опрошенных, а среднее число таких случаев на одного потребителя составляет около 4 в год. По оценкам респондентов, в результате нарушений потребительских прав каждый пятый понёс ущерб здоровью, две трети-материальные убытки, свыше половины-моральный вред.

     Однако, и это очент важно, статистические данные целого ряда государственных и общественных потребительских организаций свидетельствуют о возрастающем количестве потребителей, обращающихся к ним за правовой и зкспертной помощью, а значит, всё больше граждан не хотят мириться с существующей на потребительском рынке ситуацией и готовы защищать свои потребительские права.

     Сегодня закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" является одним из наиболее востребованных законов. В совокупности с целым рядом других законодальных и нормативных актов, таких как Правила продажи отдельных видов товара, Правила продажи товаров по образцам, Правила продажи товаров дистанционным способом и т.д., он создаёт надёжную и эффективную правовую основу для успешной защиты прав и законных интересов граждан.

     Тем не менее одной только системы правовой защиты, даже самой совершенной, недостаточно: важной составляющей успеха при отстаивании своих прав является умение самих граждан реализовывать свои права потребителя. Для этого необходимо хорошее знание потребителями своих прав и механизмов, предусмотренных законодательством, наличие практических навыков в отстаивании своих потребительских прав, в том числе с привлечением опыта специалиста.

     

 

                                           ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Потребитель-гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связвнных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Продавец-организация, независимо от её организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Недостаток товара-несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренных законом или обычно предъявляемым требованиям, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

Существенный недостаток товара-неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устанён без несоразмерных расходов или затроат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устроанения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара-безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы.

     ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА И ПОТРЕБИТЕЛЯ.

     1 Гражданский кодекс Российской Федерации.

     2 Федеральный закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей"

     3 Постановление правительства РФ 19.01.1998 года №55 "Правила продажи отдельных видов товаров".

     4 Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года №918 "Правила продажи товаров по образцам".

     5 Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 года "Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами".

     6 Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 года "Правила продажи товаров дистанционным способом".

     7 Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвоздмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Утверждён Постановлением Правительства РФ от 19.02.1998 года №55.

     8 Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утверждён Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55.

     9 Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утверждён Постановлением Правительства РФ от 10.01.2011 года №924.

     10 Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. Утверждён Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 года №720.

     11 Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы. Утверждён Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 года №720.

     12 Постановление Пленума Верховнго Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

                           СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

     В случае, если урегулировать конфликтную ситуацию с продавцом в процессе переговоров не удалось, защитить свои права можно в суде.

     В соответствии со статьёй 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд либо по месту нахождения организации-ответчика (если ответчиком вляется индивидуальный предпригиматель-то по месту его жительства), либо по месту жительства и пребывания самого истца. Иными свовами, если Вы, проживая в Санкт-Петербурге, приобрели какой-либо товар будучи в другом городе, то в случае возникновения конфликтной ситуации вы можете подать иск о защите своих прав в Санкт-Петербурге, у Вас обязаны его принять и ехать в другой город будет не надо.

     Законом РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено освобождение потребителяя от уплаты государственной пошлины по искам, Связанным с нарушением их прав, если цена исковых требований не превышает 1 миллион рублей. Если же заявленная сумма исковых требований больше, то потребитель уплачивает пошлину с суммы, которая превышает 1 миллион рублей.